На главную страницу.

Мыши в истории человечества

В большинстве земель античного мира существовал настоящий мышиный культ. Мышей со всяческими почестями содержали и разводили в храмах, построенных в честь мышиного бога Аполлона - защитника и повелителя этих грызунов. Есть сведения, что в одном из таких храмов одновременно находилось не менее 2000 зверьков. Кстати, фундамент этого храма сохранялся на одном из островов Средиземноморья до 1902 года. Наибольшей популярности почитание мышей достигло при Александре Македонском (356 - 323 гг. до н. э.), в целом же культ Аполлона просуществовал 3000 лет.

Чем же заслужили мыши (прежде всего белые) такое к себе отношение?

В одной из поэм Гомера рассказывается о геройском поступке этих грызунов: по приказу бога Аполлона зверьки подгрызли ремешки щитов высадившихся на остров Крит завоевателей, что и решило исход битвы. Однако основная причина все же заключается в другом. По представлениям греков и других народностей древнего Средиземноморья, белые мыши могли предсказывать судьбу, в храмах их содержали преимущественно для авгуров - древних прорицателей. Интенсивное размножение мышей служило хорошим знаком и предсказывало спокойную, зажиточную жизнь. Особое положение мышей отразилось во многих произведениях искусств, дошедших до наших дней, статуэтках, многочисленных фресках, изображение священных мышей можно также увидеть на греческих монетах.

Обратимся теперь на Восток... Оказывается, и в Китае белых мышей использовали для предсказаний. Случаи поимки их в природе регистрировались в специальных правительственных книгах. Подобные документы хранились в течение многих столетий.
В Японии белым мышам тоже оказывались величайшие почести, была создана целая культура содержания и разведения этих зверьков - спутников могущественного бога Дайкоку. В этой стране они слывут мудрыми, хорошими и честными грызунами. Считалось, что белые мыши приносят счастье,и это представление бытует до сих пор! И не только в Японии. Так, в Баварии и Северной Чехии встреча с белой мышью всегда означает удачу. Найти же гнездо этого животного был способен только баловень судьбы, настоящий счастливчик. И наоборот: увидеть мертвую мышь - горе, весьма вероятно, что в этом же году кто-либо из членов семьи этого человека мог умереть.

Убивать белых мышей ни в кое случае нельзя - это верный способ лишиться счастья в доме и привадить к тому же диких серых "разбойников". В немецких и славянских сказаниях можно найти даже представление о душе в форме мыши. Белый цвет отождествлялся с душой невинного дитя: "если ребенок спит с открытым ртом, его необходимо закрыть - иначе душа в форме белой мыши может выскользнуть".

Вот тут и следует напомнить о глубинной причине такого, мягко говоря, благосклонного отношения людей к белым мышам по контрасту с их дикими серыми родственниками. Люди верили, что содержание белых мышей, этих "честных, умных" зверьков, позволяет изгонять из домов диких грызунов - мышей и даже крыс - и не допустить нового их нашествия. Бессилие людей перед массовым размножением грызунов и выразилось в попытке спасения посредством культовых заклинаний и почитания мирных одомашненных зверьков.

Однако не во всех культурах страх перед нашествием мышей выразился в почитании их одомашненных форм. У древних персов мышь считалась порождением страшного, жестокого бога Аримана. В Египте мыши - символу зла и разрушения - противопоставлялась священная кошка Бубастис - символ победы. Она была не только богиней-защитницей, но и богиней любви. Каждый год древние египтяне собирались на пышный праздник, посвященный Бубастис, в "светлый" город Бус. В этом городе находился мавзолей, где после пышных траурных церемоний хоронили останки священных котов и кошек.

А вот еще одно, быть может немного странное, представление о белых мышах, идущее из древнего мира. Уже в античных комедиях они слыли сладострастными, полными неги и вожделения существами. Значительно позже это мнение вновь повторяется. Известный швейцарский естествоиспытатель К. Геснер (1566) сообщает, что .белые мыши очень распутны. Эразм Роттердамский (впрочем, вторя Диогену) также говорит об их чувственности, что в пуританском средневековье приобрело крайне негативный оттенок. Немецкие авторы сообщают, что современное ласковое прозвище "Маuschen" - "мышка" восходит к дневнегреческим представлениям об особенностях характера белого грызуна.


Е. Федорович


This document was created by Olga Vedernikova in Notepad
Используются технологии uCoz